Из истории Вербного воскресенья.

  Автор:

42426471_Wjatscheslaw_Grigorjewitsch_Schwarz_002

В допетровской Руси с Вербным воскресеньем связан интересный обряд шествия на осляти, когда митрополит, восседающий на осле (позже и на коне) изображал Христа, входящего в Иерусалим. В церемонии принимал участие царь, который вел осла под уздцы.
Предполагается, что обряд появился при Иване Грозном, первым из великих князей московских принявшим царский титул, и митрополите Макарии и подразумевал уподобление Москвы Иерусалиму. Тогда же на Красной площади появилось и «Лобное место», представляющее символическое изображение Голгофы.
«Лобное место» впервые упоминается в одном из списков Степенной книги под 1549 годом. Это может означать, что уже тогда в Москве совершалось шествие на осляти в Вербное воскресенье. Правда, есть и сведения Пискаревского летописца («В том же году зделано Лобное место каменное…»), позволяющее отнести возведение символического изображения Голгофы к 1598-1599 годам. Ряд исследователей допускает, что различающиеся свидетельства не обязательно противоречат друг другу, так как при Иване Грозном могло быть воздвигнуто деревянное «Лобное место», а при Борисе Годунове – каменное.

Также есть версии, что уже собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) должен был символически изображать иерусалимский храм царя Соломона, и его могли называть «Иерусалимом». Возможно, что именно к нему до середины XVII века направлялось шествие на осляти. Позднее обряд начинался у «Лобного места» и заканчивался у Успенского собора в Кремле.
Считается, что обряд шествия на осляти позволял соотнести Москву не только с Иерусалимом, но и с Римом. Так как соответствующий обряд совершался и в Иерусалиме и в Константинополе, возникает естественное предположение, что он имеет греческое происхождение. Однако русский обряд существенно отличался от константинопольского, в котором не принимал участия ни император Византии, ни какой-либо другой представитель светской власти. Следовательно, не существовало символического сочетания светского и духовного начал.
Ритуальная роль царя в русском обряде может объясняться сведениями такого источника, как «Сказание о вене Константиновом» (Donatio Constantini) – дарственной грамоты, якобы выданной императором Константином Великим папе Сильвестру и определяющей отношения между светской и духовной властью. Она содержит момент, в котором рассказывается о том, как император Константин дает папе Сильвестру царский венец, но тот от него отказывается. Тогда Константин венчает папу белым венцом и в знак почтения к духовной власти берет его коня под уздцы, повелевая и своим преемникам поступать так же. Таким образом Константин выполняет роль конюшего, что отразилось и в русском обряде шествия на осляти.

Великий итальянский гуманист Лоренцо дела Валло в XV веке доказал подложность «Константинова дара». Ныне принято считать, что появился он в VIII веке не без участия Пипина Короткого, стремившегося получить официальный статус короля франков. Но восточная церковь не сомневалась в подлинности этого акта. Он был известен в греческом и славянском переводах, и истолковывался в том смысле, что прерогативы, дарованные Константином римскому папе, распространялись на константинопольского патриарха и вообще на всех патриархов, имеющих апостольское преемство.
Таким образом, можно предположить, что обряд шествия на осляти в Вербное воскресенье соответствовал как восприятию Москвы в качестве Нового Иерусалима, так и в качестве Нового Рима.
Исаак Масса свидетельствует, что Борис Годунов задумал воздвигнуть в Кремле грандиозный храм и назвать его «Святая святых» по примеру храма царя Соломона. Иван Тимофеев усматривал в таком желании стремление принизить значение кремлевского Успенского собора, уподоблявшегося своими функциями константинопольскому Софийскому собору в качестве кафедрального собора православного мира. Возможно, можно говорить о том, что Москва, воспринимаемая как Новым Рим (новый Константинополь), стремилась стать Новым Иерусалимом.
То, что не удалось сделать Борису Годунову, удалось сделать патриарху Никону. Но это уже совсем другая история.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Людмила Городник
Вы можете связаться со мной любым удобным для Вас способом:
E-Mail: slaviy7@gmail.com
Людмила Городник
Подпишитесь на обновления блога через Google, Twitter, Vkontakte или Facebook.
Людмила Городник
Узнать больше
Секретные знания древних мудрецов!
Оставьте свой комментарий:
Оставьте свой комментарий или вопрос

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук